Сборник:
Blues With A Feeling
Записан:
2006
Издан:
2006, SOYUZ MUSIC (SPV97752CD)

Губная гармоника, голос и минимальное ритм-сопровождение. И так два десятка песен подряд. Это отнюдь не повод заснуть от скуки, если вы слушаете Литтл Уолтера (Little Walter). За свою недолгую жизнь этот музыкант столько успел наворотить, что последующие поколения поклонников блюза разбираются в хитросплетениях его наследия до сих пор.
Даже сливки творчества Уолтера в формат серии "The Essential Blue Archive" укладываются с некоторым трудом. Двадцать хитов? Да у него только в период с 1952 по 1958 годы их было полтора десятка. Из той сотни записей, что он сделал на легендарной студии "Chess", при жизни автора увидела свет лишь половина. Между тем, Уолтер, прибывший в Чикаго из родной Луизианы в 1946 году, уже год спустя записал на маленькой студии "Ora-Nelle" свою первую работу "I Just Keep Loving Her". А ведь помимо сольной работы с 1948 по 1951 годы музыкант успел поработать еще и в дуэте с легендарным ныне Мадди Уотерсом...
Прорыв же самого Уолтера к публике произошел в 1952 году, когда хит-парады возглавил его сингл "Juke" - работа по тем временам новаторская. Во-первых, это был инструментал, а инструменталы в чартах сами по себе гости нечастые. Во-вторых, импровизации Уолтера на гармонике в этом номере порадовали и блюзменов, и джазменов. В-третьих, соло было записано варварским по тем временам образом: и гармонику, и микрофон музыкант держал в руках, причем крепко прижатыми друг к другу. Казалось бы, гармоника должна была как минимум перегрузить микрофон, а как максимум - убить его мембрану напрочь. И это не говоря о неизбежных шумах от соприкосновения одного куска металла с другим. Однако всех этих напастей при записи удалось избежать, а результатами ее были принципиально новый звук и несколько иной подход к работе с блюзовой гармоникой. Ныне музыкальная промышленность выпускает специальные микрофоны для использования их в тесном контакте с харпом. Вспомните, как играл Стив Тайлер из Aerosmith в "Stop Messin' Around" на концертнике "You Gotta Move". Да и Джо Сатриани, запиливающий параллельно с игрой на гитаре пассажи на гармонике, укрепленной на микрофонную стойку, тоже - результат варварского вмешательства Литтл Уолтера в размеренный процесс звукозаписи.
После этого дерзкого харпера уже было не остановить. Раз за разом скрежещущий звук его гармоники рвал хит-парады в мелкие клочки. Грозные "You Better Watch Yourself" и "Boogie", чем-то напоминающие военные марши, сметали все на своем пути. А на оттяжных номерах "Mean Old World" и "Last Night", посылторгом отправлявшихся за океан, учились уму-разуму многочисленные лондонские птенцы гнезда Алексиса Корнера.
Кроме всего прочего, Уолтер оказался превосходным мастером бытовых музыкальных зарисовок - даже когда речь шла о сугубо инструментальной музыке. Протяжная пьеса "Sad Hours" стала как бы звуковым портретом Чикаго. Здесь в завывании гармоники слышны и ветер с озера Мичиган, и гудки локомотивов на товарных разъездах, и бездомные псы с окраин.
Так продолжалось вплоть до 1959 года. Вышедший тогда номер "Everything Gonna Be Alright" был последним крупным достижением чикагского блюза. Приехавшие в начале 60-х в Чикаго Rolling Stones мечтали записаться в легендарной для них студии "Chess" и познакомиться со своими заочными учителями. Легендарная студия в ту пору находилась на грани разорения, а учителя "роллингов" самолично красили ее облезающие стены. Таким образом, осуществив свою мечту, набирающие обороты англичане спасли "Chess" от окончательного краха, а вытащенный ими в турне по Великобритании Уолтер смог несколько поправить свои дела.
Тем не менее, финал истории о гиганте американской гармоники оказался печальным. Все чаще музыкант прикладывался к бутылке и влипал разные в неприятные истории. В 1968 Литтл Уолтер скончался от ранений, полученных в уличной драке. Ему было 37 лет. Влияние его и по сей день ощущается как в работах современных блюзменов (в частности, Little Charlie & The Nightcats), так и за пределами границ жанра.

15.02.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Blues With A Feeling":

1. I Just Keep Loving Her
2. Blue Baby
3. Bad Acting Woman
4. Moonshine Blues
5. Juke
6. Can't Hold On Much Longer
7. Boogie
8. Mean Old World
9. Sad Hours
10. Tonight With A Fool
11. Off The Wall
12. Tell Me Mama
13. Blues With A Feeling
14. Lights Out
15. You're So Fine
16. You'd Better Watch Yourself
17. Last Night
18. My Babe
19. Roller Coaster
20. I Hate To See You Go

В записи принимали участие

  1. Neil SLAVEN – Compilation
  2. Little WALTER – Вокал