Альбом:
Homo Ludens
Записан:
2004
Издан:
2004 (MURU 0237)

Алекс Поляков - группа одного музыканта и театр одного актера. Он - один из тех авторов-исполнителей (singer-songwriter), которых слышно за пределами узкого круга почитателей авторской песни. Один из тех артистов, которые смогли вернуть гитаре в руках барда ее первоначальную музыкальность.
Его альбом "Сны Серебряного Века" стал маленькой сенсацией 90-х. В этой программе песни имели практически арт-роковые сложность и насыщенность, а вокальные и гитарные партии разили наповал. При записи альбома и на последовавших за ее выходом в свет концертах Поляков использовал 9-струнную электроакустическую гитару собственной конструкции, а всеми подкрашивающими звучание и создающими в нужных местах "объем" эхо-эффектами управлял лично в процессе музицирования. С тех пор на обложке каждого нового релиза музыканта помещается строка "запись осуществлена в реальном времени, без наложений".
Альбом "Homo Ludens" не стал повторением пройденного на новый лад. "Сны Серебряного Века" можно было слушать на полной громкости и даже рубиться под некоторые из песен в сугубо рокерском угаре. Новый альбом - более камерный и задумчивый, а его лирическую составляющую просто невозможно усваивать, слушая эти песни, к примеру, за завтраком. Или смысл пройдет мимо ушей и мозгов, или еда комом в горле встанет.
Уже по прослушивании песни "Это Все, Что Мы Можем" многие зададутся вопросом: сколько здесь инструментов? Слышны две гитары (акустическая и слайд), бас и даже какая-то перкуссия. В номере "Переулками Лимба" гитару тенями сопровождают призрачные скрипичные пассажи. А в заглавной "Homo Ludens" звучит электроорган. Так вот, это та самая девятиструнная гитара. Одна, в один прием записанная. Плюс умение играть и правильно использовать пару-тройку гитарных педалей. На концертах, когда Поляков с гитарой на коленях усядется перед микрофоном, мы услышим то же самое.
В предыдущих работах Полякова песни серьезные и песни шуточные были более-менее разделены. Здесь же никогда не знаешь - хохотать ли над удачным каламбуром или же ужасаться нарисованным автором мрачным картинам. Как минимум две песни на альбоме - "Мертвые Воды Фонтанки" и "Триста Лет На Болоте" - живоописуют видение уходящего под воду Петрограда, родного города музыканта. Еще один номер, "Корабль Дураков", рассказывает о злоключениях чудом выживших. Даже казалось бы стебный по определению рок-н-ролл "Старпер-Рок" и гротесковая ла-бамба "Либидовая Песня" по прослушивании оставляют слушателя в несколько угнетенном состоянии духа. Чем-то настроение альбома похоже на настроение многих произведений Н.В. Гоголя. И смех над той или иной абсурдной деталькой здесь возможен лишь сквозь осознание трагической абсурдности всего сущего. "То мы не верим в бога. То он в нас. А когда мы совпадаем по фазе - наступает конец света".
Программа "Homo Ludens" - это совершенно новый этап в творчестве как Полякова-гитариста, так и Полякова-сочинителя. Рискованный прыжок в тревожную темноту. Не боитесь? Следуйте за своими белыми кроликами...

19.01.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Homo Ludens":

1. Intro
2. Это всё, что мы можем
3. Гибель картонных богов
4. Переулками Лимба
5. Мёртвые воды Фонтанки
6. Homo Ludens
7. Старпёр-Рок
8. Д'ркина Фасо
9. Intermezzo
10. Пикник на обочине
11. Корабль дураков
12. Кунсткамера
13. На ощупь
14. Либидова песня
15. Agnus Dei User Doom
16. Триста лет на болоте
17. Outro

В записи принимали участие

  1. Алекс ПОЛЯКОВ – Вокал, Гитара, Программирование
  2. Евгений КИРЦИДЕЛИ – Звукорежиссура