Алекс Поляков - группа одного музыканта и театр одного актера. Он - один
из тех авторов-исполнителей (singer-songwriter), которых слышно за пределами
узкого круга почитателей авторской песни. Один из тех артистов, которые смогли
вернуть гитаре в руках барда ее первоначальную музыкальность.
Его альбом "Сны Серебряного Века" стал маленькой сенсацией 90-х. В этой
программе песни имели практически арт-роковые сложность и насыщенность, а
вокальные и гитарные партии разили наповал. При записи альбома и на
последовавших за ее выходом в свет концертах Поляков использовал 9-струнную
электроакустическую гитару собственной конструкции, а всеми подкрашивающими
звучание и создающими в нужных местах "объем" эхо-эффектами управлял лично в
процессе музицирования. С тех пор на обложке каждого нового релиза музыканта
помещается строка "запись осуществлена в реальном времени, без наложений".
Альбом "Homo Ludens" не стал повторением пройденного на новый лад.
"Сны Серебряного Века" можно было слушать на полной громкости и даже
рубиться под некоторые из песен в сугубо рокерском угаре. Новый альбом - более
камерный и задумчивый, а его лирическую составляющую просто невозможно
усваивать, слушая эти песни, к примеру, за завтраком. Или смысл пройдет мимо
ушей и мозгов, или еда комом в горле встанет.
Уже по прослушивании песни "Это Все, Что Мы Можем" многие зададутся
вопросом: сколько здесь инструментов? Слышны две гитары (акустическая и
слайд), бас и даже какая-то перкуссия. В номере "Переулками Лимба"
гитару тенями сопровождают призрачные скрипичные пассажи. А в заглавной
"Homo Ludens" звучит электроорган. Так вот, это та самая девятиструнная
гитара. Одна, в один прием записанная. Плюс умение играть и правильно
использовать пару-тройку гитарных педалей. На концертах, когда Поляков с
гитарой на коленях усядется перед микрофоном, мы услышим то же самое.
В предыдущих работах Полякова песни серьезные и песни шуточные были более-менее
разделены. Здесь же никогда не знаешь - хохотать ли над удачным каламбуром или
же ужасаться нарисованным автором мрачным картинам. Как минимум две песни на
альбоме - "Мертвые Воды Фонтанки" и "Триста Лет На Болоте" -
живоописуют видение уходящего под воду Петрограда, родного города музыканта.
Еще один номер, "Корабль Дураков", рассказывает о злоключениях чудом
выживших. Даже казалось бы стебный по определению рок-н-ролл
"Старпер-Рок" и гротесковая ла-бамба "Либидовая Песня" по
прослушивании оставляют слушателя в несколько угнетенном состоянии духа. Чем-то
настроение альбома похоже на настроение многих произведений Н.В. Гоголя.
И смех над той или иной абсурдной деталькой здесь возможен лишь сквозь
осознание трагической абсурдности всего сущего. "То мы не верим в бога. То
он в нас. А когда мы совпадаем по фазе - наступает конец света".
Программа "Homo Ludens" - это совершенно новый этап в творчестве как
Полякова-гитариста, так и Полякова-сочинителя. Рискованный прыжок в тревожную
темноту. Не боитесь? Следуйте за своими белыми кроликами...
# | Композиция |
---|---|
1. | Intro |
2. | Это всё, что мы можем |
3. | Гибель картонных богов |
4. | Переулками Лимба |
5. | Мёртвые воды Фонтанки |
6. | Homo Ludens |
7. | Старпёр-Рок |
8. | Д'ркина Фасо |
9. | Intermezzo |
10. | Пикник на обочине |
11. | Корабль дураков |
12. | Кунсткамера |
13. | На ощупь |
14. | Либидова песня |
15. | Agnus Dei User Doom |
16. | Триста лет на болоте |
17. | Outro |
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)