Альбом:
Chuck Berry. Gold
Записан:
2005
Издан:
2005, Geffen International (GEFC2600699)

Чак Берри (Chuck Berry). Парикмахер из Сент-Луиса, создавший Луна-Парк в Миссури.Темнокожий музыкант с как бы "белым" голосом, "белая ворона" среди гитаристов негритянского происхожения (в 50-х сей факт имел значение). Самый плодовитый сочинитель рок-н-роллов, в годы первого рок-бума имевший лишь один официальных хит - "Sweet Little Sixteen" (1958). Задолго до хлопцев из ACDC принялся плясать с гитарой вприсядку. Ввязывался в разные пикантные истории, не платил налогов, держал ответ в суде. В общем, легенда.
Сейчас уже мало кто помнит, что первоначально Берри работал под сильным влиянием грандов блюза с западного побережья. А уж после переезда в Чикаго... К тому же, на басу практически во всех его ранних записях играл Вилли Диксон (Willie Dixon), сам по себе прекрасно известный в блюзовом мире персонаж. Блюзовая ипостась Берри к нынешним дням почти забыта, и лишь помещенные в настоящее издание вещички вроде "Wee Wee Hours" или "No Money Down" напоминают о ней. В то же время ритм акустической и почти лишенной ударных "Havana Moon" - тот самый ритм, в котором сент-луисские парикмахеры выкрикивали свое обычное "стиржка и бритье - шесть монет".
Многие рок-боевики Чака Берри стали по-настоящему популярными в исполнении других музыкантов. При этом авторство почти неизбежно отходил на задний план. Когда во время московского концерта в рамках "Briges To Babylon"-тура Rolling Stones перебрались на пятачок в центре стадиона и заиграли "Little Quenie" - многие ли на поле и на трибунах сообразили, чья песня исполняется? Тем же "роллингам" принадлежат своеобразные трактовки "Carol", "Come On", "Bye Bye Jonny", "You Can't Catch Me", "Talking 'Bout You" и "Around & Around". Наблюдая за работой молодых Stones в стенах студии "Chess" летом 1964 года, Чак изрек: "Вот это да, ребята, вы здорово продвинулись". Шоу в честь 50-летия мастера в 1986 году организовывал гитарист "роллингов", Кит Ричардс (Keith Richards), его самый известный "ученик". Beatles играли "Rock'n'roll Music", Yardbirds - "Too Much Monkey Business", Animals - "Let It Rock" и "I Got To Find My Baby "... Всех превзошли ELO со своей симфонической версией "Roll Over Beethoven".
Чак Берри, наверное, первый рокер, всерьез заинтересовавшийся собственной юной аудиторией. "Берри навсегда останется для меня величайшим рок-поэтом, - рассказывает попавший в юности под его влияние Элис Купер (Alice Cooper), - Как только парню не хватало словечка, он, не задумываясь, изобретал собственное..."
Оригинальный материал Берри создавал аж до середины 70-х, причем в отличие от Элвиса Пресли, ему не пришлось привносить в свой рок-н-ролльный стрекот элементы традиционной эстрады. "Tulane" появилась на свет где-то между 1969 и 1970, "My Ding-A-Ling" - в 1972. Самый же поздний успех познала "You Never Can Tell", записанная в 1964 году, и вторично ставшая популярной в середине 90-х благодаря фильму "Pulp Fiction". Песня, честно говоря, дурацкая, слабая, и сравнения с другими работами Берри не выдерживающая. Но, что делать - у Кренделя Карантина такие специфические интересы, а именно они сейчас правят миром. Смешно, но именно на этот номер ходили посетители московских концертов дедушки Чака.
Так или иначе, на этом монументальном сборнике есть, что послушать. И хорошо, если для меломанов последнего поколения имя Чака Берри после знакомства с этими песнями отныне станет вызывать в памяти не только "You Never Can Tell", но и "Let It Rock"...

25.01.2006, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Chuck BERRY

Дата рождения:

18 октября 1926