Сборник:
Чартова дюжина Top 13. Часть 2.
Записан:
2003

Недавний период загадочного, многообещающего и пугающего шевеления в глубинах болота, некогда именовавшегося "русским роком", к счастью для всех здравомыслящих членов общества, окончился пшиком. Публику, судя по тому, что нынче занимает верхние строчки в радиочартах, ожидает еще один блаженно-спокойный период стабильного интереса к творениям полюбившихся исполнителей. Эй, кто там сказал слово "застой"? Помалкивай, дурень...
Как бы там не старались разнообразные ниспровергатели устоев, бардовская составляющая из отечественного т.н. "рока" неизгоняема. Песни по-прежнему сочиняются под гитару при минимальных познаниях в оной - главное, чтобы общая следовала за голосом, как привязанная. Более-менее прилично такой подход к делу звучит в исполнении Мультfильмов ("Горизонты") и Ильи Черта ("Со Мной"). Этих хотя бы трудно с кем-то перепуать. Хотя на кой Черт делал эти песни в отрыве от группы, в которой он и так главный автор, решительно непонятно. Остальные даже не особенно заботятся о проявлениях собственной индивидуальности, считая, что им все и так положено по праву рождения. Былой нигилизм Танцев Минус благополучно забыт, и первые минуты звучания их песни "Пароль" ни по музыке, ни по лирике не отличить от какого-нибудь среднестатистического, без хитового потенциала, опуса Чайфа. Сам Чайф, правда, под конец диска появляется с триста веселой по счету версией "Оранжевого Настроения", и даже обнаруживает неплохие способности к импровизации - однако садистский фейд-аут составителей сборника не позволяет до конца оценить способность группы в который раз сыграть по-новому эту довольно старую вещь.
Самое смешное, что одну старенькую идею вышеупомянутых Танцев Минус практически в нулину повторяют некие Disco-RD в песенке "Я Иду". Отличия минимальны, и это, главным образом, сильнодействующие лирические образы вроде "педофилов", "онанистов" и "изнасилованных кошек". Апгрейд в стиле "Postal 2". Что до Lumen и Мертвых Дельфинов, то вторых от первых можно отличить лишь по более надрывным интонациям вокалиста.
Манерно-рокапопсовое диско от Tokio ("Пальцы-Наручники") - это забавно, но ненадолго. А вот "Дожди-Пистолеты" Зверей имеют хорошие шансы пережить в памяти народной саму группу. Сочетание эстетского мяуканья с дворовым надрывом оказалось штукой беспроигрышной. Имеющийся же в песне "spoken word" с оборотами класса "...да ты гонишь..." и вовсе возносит этот шлягер на ту высоту, где давно уже с понтом бултыхаются Руки Вверх.
С некоторыми номерами история и вовсе странная. Например, каким боком в хит-парад затесалась совершенно нулевая "Никого Не Жалко" Шнура? У него же есть песни и поядреней. Есть. Но ядреность эта, как бы вам сказать, того... Так что по причине народной любви к гимну демократической молодежи "Рас#&$дяй" почетное третье место в нашем хит-параде получает другая песня того же автора. Вспомните - так уже было в 2000 году, вся народная любовь к гитаристу Ленинграда держалась исключительно на "Терминаторе" и (иногда) "007", ибо только эти песни пускали на радио.
Самое удручающее здесь - это необходимость оценивать все наполнение диска по каким-то особенным, неприменимым к рок-музыке во всем остальном мире, законам. Потому что с точки зрения законов более общих большая часть звучащих здесь песен вообще никуда не годится. А кое-кто, судя по всему, не только не пытается учиться на каких-то там примерах, но и даже не хочет знать, что эти примеры вообще существуют. Так спокойнее. Ничто не мешает гулять своим углом.

27.01.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)